г. Абинск - ст. Эриванская - г. Крестовая – г. Коцехур - г.Тхаб – Плесецкая щель – пос. Михайловский перевал – пос. Пшада.
(06.03.04 – 08.03.04) Ранним субботним утром мы, а нас было семеро, встретились на автовокзале Краснодар-I. Когда все были в сборе, купили билеты на рейс проходящий через Абинск (08-15 Краснодар – Порт-Кавказ). Почти по расписанию наш автобус покинул вокзал. Погода за окошком была превосходной, солнце, чистое небо, короче, полная противоположность тому, что говорилось во всех прогнозах. И это всех нас радовало. На автовокзал города Абинска мы приехали ровно в 10-00, как раз в это время должен был отправляться автобус до станицы Эриванской. Нам очень повезло, автобус еще не ушел. Где-то в 10-40 мы приехали в Эриванскую. Здесь несознательные члены нашей группы имели последний шанс купить хлеб. С хлебом в этой станице явно была напряженка. Кончилось тем, что Димон делил последнюю маленькую булочку хлеба с местной бабушкой. Он выдал фразу: «Нам без хлеба в лесу НЕЛЬЗЯ!» и забрал эту булку себе. В 11-00 мы, наконец-то, выдвинулись в путь. Пошел снег, явно стало холоднее. Для начала, от конечной остановки автобуса пошли по улочке в южном направлении, далее, перешли через реку по очень дряхлому подвесному мосту, и дальше пошли по грязной, ОЧЕНЬ ГРЯЗНОЙ, дороге. И вот наконец-то мы вышли из села и оказались в лесу. На ветках деревьев лежал снег, лес выглядел очень красиво. После небольшого привала, мы продолжили путь по лесной дороге, которая шла по еле заметному хребтику. Снег пошел еще сильнее, видимость была метров 150. Дальше хребет стал расширяться, а слой снега стал больше. В 13-15 возле еле текущего ручья остановились на обед, натянули большую полиэтиленовую пленку от снега, на газовых горелках вскипятили чай. В общем, горячий чай на морозе – это good. В 14-45 мы выдвинулись в дальнейший путь. Дорога начала идти все круче и круче вверх. И вот наконец-то мы вышли из зоны леса. По карте до вершины было уже рукой подать, но, к нашему величайшему сожалению, вокруг был один туман. Здесь опять стали работать наши сотовые телефоны. На привале некоторые члены нашей группы начали звонить друг другу. И вот, пройдя еще немного по снежному полю, в 16-40 мы вышли прямо к триангуляции, это была вершина горы Крестовая 782 м. А самое интересное, что с другой стороны хребта, мы увидели чистое небо, море и поселок Адербиевку. Причем, до него рукой подать, даже было слышно гавканье собак. Сфотографировавшись, начали спуск на Главный Кавказский Хребет. Снег на спуске, и везде дальше, был рыхлый и из-за этого скользкий, мы начали падать, причем иногда по двое :-) По хребту (а мы повернули на юго-восток) стало идти немного легче, из-под снега проглядывали контуры дороги. Пройдя вершину Вербовую (670 м) и немного не доходя до вершины Острой (629 м), в 17-40 мы остановились на ночевку. Остановились в безветренном месте прямо на хребте. Рядом был лес, соответственно дрова. Быстро установили палатки, разожгли костер, натопили снега. Грелись, ужинали, а еще пили горячее вино (для согреву). Ночью вдарил мороз. В палатке конденсат стал замерзать и опадать инеем на спальники, отчего они стали мокрыми. К середине ночи мы все замерзли. Особенно те, кто ночевал не в «Чибисе», а в однослойной палатке, покрытой полиэтиленовой пленкой. Утром проснулись все :-) Погода была, так скажем, непонятная: вроде и солнце проглядывало, а вроде и тучи по небу ходили. Быстро собрались, дежурные приготовили замечательную овсяную кашу, поели и в 09-30 вышли. Мы двигались по хребту на восток. Поднялись на Острую (629 м). Снег был не глубокий, тропить было легко. Далее поднялись на вершину Коцехур (716 м), здесь установлен бетонный столб с оранжево-зеленой табличкой с надписью «25». Но на вершине мы долго не задержались, т.к. дул сильный холодный ветер. Потом хребет немного понижается, и через десять минут дорога немного уходит с хребта налево, а хребет довольно круто повышается. Мы пошли по хребту. Ветер усилился, толщина снега тоже (доходила до полуметра). Пришлось одеваться потеплее. Зато виды стали еще красивее. Где-то в 13-00, обходя очередную вершинку, мы случайно наткнулись на еле текущий ручей. Решили пообедать, а заодно сэкономить газ и время, т.к. просто вскипятить воду гораздо быстрее, чем топить снег. Итак, за 50 минут мы успели попить горячего чая и перекусить, правда, замерзшими консервами с замерзшей, потерявшей вкус, колбасой. Но ничего, никто не умер и даже не заболел. В 13-50 вышли опять в путь. Облака и тучи вроде рассеялись, погода была ясной. Мы обошли очередную безымянную вершину с триангуляцией (на карте обозначена как 728 м), и где-то через час подошли к вершине Колючки (711 м), только на саму вершину мы не пошли, пошли дальше по хребту. Чуть ниже, буквально в 10 метрах от дороги, установлен памятный знак отряду красногвардейцев, разбивших банду белогвардейцев. Памятник выполнен в виде звезды, на котором расположена памятная табличка. Еще 10 минут подъема и мы оказываемся на месте, где начинается более менее хорошая дорога. Подозреваю, что она даже гравийная. В этом месте от ГКХ уходит здоровенный отрог, в котором находится гора Шахан. Рядом находится какой-то дом, но никого из хозяев мы не увидели. Здесь я заметил, что у нас в группе первые травмы: один из Дим подвернул (вывихнул, растянул) ногу и сильно хромал. Пройдя еще около 25 минут, мы прошли какой-то то ли военный, то ли еще какой объект. Далее шли около полутора часов по заснеженной дороге и ждали, когда же дойдем до радара. Потом дорога пошла вверх, и где-то полчаса мы поднимались. И вот около 17-10 прошли отрог в котором находится вершина Казак-вышка (793 м), после чего увидели долгожданный радар и домик, который находится снизу от дороги. К нему подходить не стали, обошли по дороге, проходящей ниже радара. Скоро дорога кончилась, и нам пришлось чуточку походить по бездорожью. Мне даже понравилось, но девчонкам этот участок пути явно пришелся не по душе, они сильно устали. А Дима, который вывихнул ногу, уже отстал довольно сильно. Время приближалось к шести вечера. Итак, после того, как мы вновь оказались на дороге, обойдя временами гудящий радар, двинули дальше. Прошли около 10 – 15 минут (18-10) и дошли до места, где и собирались падать в Плесецкую щель. Это место не что иное, как начало отрога ГКХ. На этом отроге в полутора километрах от ГКХ имеется большая залысина, так что этот отрог было трудно с чем-либо спутать. Спустившись по рыхлому снегу до леса, обнаружили дорогу, причем маркированную дорогу. Дойдя до первого же ровного места (18-40) решили ставить лагерь. Воды здесь не было, зато снега было завались. Эта ночевка была примечательно тем, что оказывается у нас была целая бутылка минеральной воды, которая превратилась в лед. Ее мы растопили в пламени костра. Потом, это же был праздничный вечер и мы пили шампанское, особенно наши дорогие женщины (хорошо их было всего две, и мы, точнее хромающий Димон, нес всего одну бутылку шампанского). В общем, натопив на утро воды, мы пошли спать. Эта ночь оказалась гораздо теплее, чем предыдущая. По-моему никто даже не замерз. Небо было чистое, тепло, в общем, погодка была суперская. Покушав, свернули лагерь и в 09-25 вышли в путь. Дорога минут 10 шла горизонтально, потом, сразу после места, где ручей огорожен камнями, превратилась в тропу и резко пошла вниз. На спуске открывается хороший вид на горы южного направления: Казенная, Михайловка, Казак-вышка. Короче говоря, тропа падает почти до слияния ручьев, но в самом конце уходит как в левый, так и в правый ручей. Самый высокий (из известных нам) водопад находится в правом притоке, куда мы и решили пойти. Было уже 10-00. Оставили рюкзаки и налегке за 25 минут не напрягаясь дошли до 15 метрового прекраснейшего водопада, вокруг которого свисали тысячи сосулек. Ледяная вода с грохотом падала вниз. Короче, налюбовавшись красотами водопадов Плесецкой щели, вернулись к рюкзакам и в 11-20 вышли. Перешли в левый приток, прошли еще около 5 минут и вышли к месту, докуда водят «матрасов», которые летом приезжают сюда на осмотр водопадов. Здесь наблюдается небольшое количество различного мусора, ну, еще не лето :-) Дальше по широкой грязной тропе мы поспешили вниз. Вскоре (где-то через час спуска) вышли к первому броду. Основная масса группы преодолела его без намокания, причем, все разными способами: кто по бревну, кто разулся, а кто просто перебежал и не успел намочить ноги. Но очень скоро мы достигли второго брода, который все преодолели без разувания, видимо стало лень. Некоторые, правда, промочили ноги. Потом тропа переросла в дорогу. И вот третий брод, четвертый и т.д. И вот наконец-то у всех промокли ноги, т.е. мы достигли нормального состояния туристов: мокрые ноги + хочется жрать. Ведь, время было уже 13-00, а мы еще не кушали, нам было некогда – хотели побыстрее вернуться домой. И вот где-то в 14-00 мы вышли в поселок Михайловский Перевал. Ура. Перейдя через еле дышащий подвесной мостик, решили у речки переодеться и привести себя в порядок. Так и сделали. В 14-30 вышли на трассу Геленджик – Пшада, и (О, ЧУДО) нам сразу же остановил автобус, едущий в Пшаду. В 15-00 в Пшаде на автостанции купили пиво и, отказавшись ехать стоя в «зачуханом Икарусе», принялись употреблять этот замечательный напиток. Решили ждать автобус на Краснодар (отправление в 15-45). Было тепло, светило солнце, короче - весна. И вдруг из-за поворота появился красный «икарус», который нас и подобрал. Запихав вещи в багажное отделение, сели в салон и четверо из нас даже сели на свободные места. Остальные трое, включая и меня, стояли. Короче, проехали буквально 3 минуты, на очередном повороте произошло нечто ужасное, я даже сначала не понял в чем дело: автобус, ехавший около 60-80 км/ч, резко с диким хрустом затормозил, а мы (те кто стоял в салоне) полетели дальше по салону. Мне не повезло еще больше, т.к. я летел задом вперед и ничего не видел. Упал я на других людей (в частности на Леху :-), не ушибся. Когда встал, увидел, что автобус наполовину стоит на тротуаре, а на дороге стоит машина (непонятной марки), перед которой просто смят в гармошку. Пока я несколько секунд приходил в себя и осознавал что произошло, дверь (как потом оказалось) десятки открылась и вывалился водитель, парень лет 27. Из области то ли лба, то ли носа текла река крови, в общем когда мы вышли из автобуса, у него даже штаны были перепачканы кровью. Пассажир, сидевший рядом пострадал меньше, кровь была только на переносице. Еще на заднем сиденье лежал женщина, видимых повреждений у нее не было, но она вообще не двигалась, возможно шоковое состояние. Водитель автобуса сразу же вызвал скорую помощь, но вид у него был вообще невозмутим, как будто ничего не произошло. В общем, на небольшом повороте в наш автобус (почти в область переднего колеса) въехал жигуленок. Автобус пытался уйти от лобового удара и передними колесами въехал на здоровенный бордюр, разбив при этом весь пластмассовый бампер. Передок 10-ки всмятку, на лобовом стекле две вмятины. Водитель в крови, женщина лежит. Вот картина которая предстала перед нашей группой. А мы так хотели побыстрее домой. Водитель открыл нам багажники, и даже отдал деньги, которые мы успели заплатить. Пришлось идти обратно на автостанцию в Пшаду. Тут подошел автобус на Краснодар (отправление в 15-45), тот самый, на котором мы изначально предполагали ехать. Свободных мест якобы не было, но мы решили в силу обстоятельств ехать стоя. А когда зашли в салон, оказалось, что мест нет начиная от Архипки, а пока автобус был полупустой. Проехали мимо места аварии, водителя уже не было, видимо приезжала скорая помощь. В Архипо-Осиповке набилось куча народа, но про наши 4 места (на которых сидели мы) почему-то никто не спросил. Мы этому были неслыханно рады, правда, сидели по трое, а не по двое, как все нормальные люди. Но все равно нам было лучше, чем тем кто стоял :-) Так мы доехали до Саратовской, и даже переехали ее. Но тут вдруг ни с того ни с сего наш автобус начало страшно трясти. Мы подумали, что опять что-то случилось. И действительно, оказалось, что у автобуса лопнуло заднее внутреннее колесо. И начался ремонт, точнее, смена колеса, на что водителем было потрачено около сорока минут. Короче говоря, в Краснодар мы приехали уже часов в восемь, а то и позже. Попрощавшись друг с другом, разъехались в разные стороны. И самое интересное, что у некоторых поломки транспорта продолжились :-) Но в целом (не считая обратной дороги) поход удался, очень интересный трехдневный маршрут.
[Вверх]
[Назад]
[Главная]
[Описание походов]
[Сложные маршруты]
[Походы выходного дня]
|